Удивите всех новым интерьером в стиле модерн

Модерн – стиль интерьера для всех

Модерн как стиль в архитектуре и художественных ремеслах появился в последнем десятилетии XIX века, просуществовал почти тридцать лет, угас и возродился вновь. В разных странах его называют по-разному: французы обозначают его как „ар-нуво”, что переводится как „новое искусство”, для немцев он – „югендштиль” („молодой стиль”), американцы окрестили его „тиффани” – в честь одного из лучших своих дизайнеров, швейцарцы называют его „еловым”, итальянцы – „либерти”.

Особенности стиля модерн в интерьере.

Создавая интерьер в стиле модерн, следует помнить слова великого Тиффани, говорящего о том, что этот стиль подчиняется только фантазии художника.
Изогнутые формы, плавные линии, асимметрия, отсутствие острых углов и четких границ – именно так можно охарактеризовать особенности модерна. Растительные мотивы, природные материалы, натуральные оттенки создают удивительную, завораживающую картину гармонично созданного интерьера.

Стены
Для отделки стен прекрасно подходит однотонный материал – самым разумным вариантом является покраска или использование обоев со спокойным, флоральным рисунком. Ведь в данном случае стены выполняют роль основного, не привлекающего внимания, фона.
Совет дизайнера:
Интересно смотрится помещение, стены которого верхняя часть которых выкрашена или обита тканью, а нижняя – облицована цоколем из дерева или керамики.

Потолок
Если стенам в стиле модерн отводится пассивная функция, то в отделке потолка можно проявить фантазию – он должен привлекать внимание. Балки, витражи, необычная лепнина в виде цветочных орнаментов являются своеобразными „визитными карточками” стиля. Однако, не стоит забывать о том, что для модерна не характерны резкие границы – переход между стенами и потолком необходимо сгладить с помощью карнизов.
Совет дизайнера:
Можно выкрасить стены и потолок в один цвет – необязательно белый. Кремовый, розовый, нежно-зеленый или голубой – для модерна характерна именно такая отделка помещений.

Пол
В модерне наряду с традиционными вариантами – паркетом, выложенным квадратами или „елочкой” – используется и более оригинальный – паркет, уложенный в виде рисунка, напоминающего изгибы морских волн или повторяющего сплетение цветочных побегов. Благодаря высокотехнологичным технологиям возможно сделать покрытие из камня – как натурального, так и искусственного – копирующего природные орнаменты стиля.
Совет дизайнера:
Цвет пола – особенно, паркетного – должен гармонировать с остальными элементами декора и мебелью. Можно отдать предпочтение одной цветовой гамме, а можно сыграть на контрасте – чем светлее стены и потолок, тем темнее пол.

Текстиль
Цвет и фактура штор, занавесей, обивки мебели, ковров должны соответствовать стилю – стоит отдать предпочтение текстилю с растительными орнаментами, изображениями бабочек или жуков.

Освещение
Модерн призван создать романтическую атмосферу уюта и гармонии, поэтому его характерной особенностью является приглушенное, неяркое освещение – с этой задачей прекрасно справятся декоративные светильники из цветного или матового стекла. Основным источником света может стать многорожковая люстра, желательно из кованого железа, напоминающая цветочный букет.

Мебель
Для интерьера в стиле модерн рекомендуется использовать корпусную мебель, выполненную из натурального дерева. Стеллажи, комоды, бюро, витрины, несмотря на свою кажущуюся массивность, привлекают внимание изяществом и необычностью отделки.
Во-первых, этому способствует форма мебели – причудливые изгибы и плавные очертания. Во-вторых – особенную роль играют фурнитура и остекление. Мебель богато декорирована – металлическими или резными ручками, вставками из различных по фактуре материалов – инкрустирована слоновой костью или кусочками перламутра. Дверцы шкафов и буфетов выполнены из цветного или матового стекла.
Мягкая мебель в стиле модерн – очень удобная и располагает к комфорту. Диваны и кресла обычно имеют большие размеры, выглядят весьма объемно и внушительно. Характерной особенностью стиля являются ножки мебели – они имеют изогнутую форму.

Аксессуары и предметы декора
Тема природы должна присутствовать во всех элементах декора. Создать стиль помогут картины, различные статуэтки, необычные вазы, фантазийные светильники, сувениры из стекла и металла. Именно они придадут помещению индивидуальность и добавят изысканности.

Советы профессионалов дизайн-студии Heshi Design по созданию интерьера в стиле модерн:

  1. Благодаря своей универсальности и практичности модерн является одним из самых подходящих стилей для оформления любых помещений – от огромных загородных особняков до скромных малогабаритных квартир. Причем, стоимость мебели или материалов для отделки не имеет решающего значения.
  2. При создании интерьера необходимо учитывать любые мелочи – одной из основных особенностей модерна является именно то, что дом воспринимается как единое целое. Предметы обстановки и аксессуары должны быть тесно связаны между собой, а зонирование помещений – не иметь четких границ.
  3. Выбирая цветовую гамму, следует отдавать предпочтение натуральной, „природной” палитре – светло-зеленый, жемчужно-серый, пепельно-розовый, лиловый, коричневый, золотистый цвета подойдут как нельзя лучше. Для модерна характерны приглушенные, неброские оттенки и полутона.
  4. Часто в интерьере в стиле модерн присутствует камин – при его оформлении стоит избегать излишней „прямолинейности”. Гармонии со стилем можно добиться, используя декоративную отделку камнем, чеканкой, коваными металлическими украшениями.
  5. Наряду с металлом в дизайне интерьера широко используется стекло – цветные витражи являются своеобразной отличительной чертой модерна. Они великолепно смотрятся на дверцах шкафов, абажурах, окнах, выполняют роль дополнительных уровней потолка, служат своеобразными перегородками для разделения зон, органично вписываются в декоративные вставки на лестницах. Для большего эффекта рекомендуется использовать дополнительную подсветку – мерцающее стекло становится очень интересным элементом декора.
  6. Кованое железо – еще одна особенность стиля модерн. С помощью изделий из художественного литья или ковки можно оформить перила лестниц или каминные решетки.

История стиля модерн

До конца восьмидесятых годов XIX века господствующим направлением в архитектуре и искусстве Европы была эклектика, повторяющая и цитирующая предыдущие художественные стили.
Своеобразным вызовом консервативному общественному мнению стали работы участников созданного в Англии „Движения искусств и ремесел” – его участники таким образом выражали протест против обезличивания предметов, против ширпотреба, наводнившего мир во время так называемой промышленной революции. Именно идеи участников Движения и стали той отправной точкой, из которой сформировался как сам стиль модерн, так и весь современный дизайн. В мастерских Уильяма Морриса, являющегося его неофициальным лидером, создавались первые образцы обоев, материал для обивки мебели и другие предметы интерьера с растительными орнаментами. В эти же годы Артуром Макмердо была создана студия „Гильдия века”, в которой художники реализовывали свои новаторские идеи в оформлении интерьеров грядущего столетия.

Впервые термин „модерн” был употреблен в публикации бельгийского журнала „L’Art Moderne”, освящавшего выставку „Общества Двадцати” – группы художников, ставившей перед собой цели сломать привычные стереотипы, признать и развить новые направления в искусстве. Благодаря деятельности „Общества” Брюссель стал мировым центром модерна. Именно там жил и творил один из основоположников стиля ар-нуво в архитектуре Виктор Орта, чьи работы входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Говоря о зарождении модерна, нельзя не упомянуть о творчестве Эмиля Галле – французского дизайнера, работавшего со стеклом, чей дебют на Парижской выставке в 1878 году не остался незамеченным среди ценителей искусства – его уникальные вазы и светильники до сих пор считаются непревзойденными.
Примерно в это же время в Испании расцвел талант Антонио Гауди – построенный им в Барселоне дворец Гуэль считается классикой модерна, а знаменитый Храм Святого Семейства кажется совершенным творением природы.
Американский художник и дизайнер Луис Тиффани – еще один яркий представитель модерна. Изобретенная им техника по изготовлению цветного стекла и изделий из него стала самой распространенной в мире, а творения Тиффани украшают храмы Балтимора, Бостона, Нью-Йорка.

Широкому распространению стиля во многом способствовали Всемирные выставки, весьма распространенные в конце XIX- начале XX веков. Особенно популярным модерн стал на выставке в Париже в 1900 году. К началу Первой мировой войны ар-нуво начал терять свою актуальность. В первую очередь это было связано с технически сложным и дорогим в изготовлении производством предметов интерьера. В последние десятилетия интерес к стилю значительно возрос – ведь современные отделочные материалы позволяют воплотить на практике любые, даже самые смелые фантазии дизайнеров.

Стиль модерн в интерьере квартиры / дома

Разбираемся в терминологии. Как не запутаться в синонимах стиля?

Рассмотрим два самых употребляемых названия – модерн и ар-нуво.

Модерн в переводе с французского (moderne) означает – современный, новейший, а ар-нуво переводится, как “новое искусство”. Термины являются синонимами. Также течение называют студио, рассвет 20-го века, либерти, жанр волн и линий, югендштиль, модерно.

Многие задаются вопросом, если ли вообще разница между двумя часто употребляемыми наименованиями?

Эксперты утверждают, что основное различие в том, что ар-нуво в интерьере окончательно сформировался в конце 19 и начале 20 века, тогда как в модерн до сих пор вносятся незначительные изменения.

Несмотря на немалое количество синонимов, стиль модерн в интерьере характеризуется точно сформулированными признаками, о которых мы расскажем далее.

Девиз стиля и его основные признаки

Неизменный девиз направления – “Назад к природе!”. Своим лозунгом, появлением и чертами модерн в интерьере квартиры обязан стремлением людей окружить себя красотой природы, ее характерными признаками. Возникло такое побуждение в конце 19 века, когда мир захлестнула промышленная революция и развитие автоматизированных технологий.

Признаки течения

  • Волнистые, плавные линии.
  • Отсутствие четких геометрических форм.
  • Изображения дев с длинными, вьющимися волосами.
  • Растительный орнамент.
  • Декор, напоминающий переплетение веток деревьев.
  • Сочетание экзотических материалов неправильной формы.
  • Акцент на асимметрии.
  • Цвета природные, золотистые, древесные.
  • Преобладание натуральных материалов: дерево, камень, гипс.
  • Витражи с изображением растительного орнамента.
  • Винтовые лестницы.
Читайте также:  Светильник своими руками - как и из чего можно сделать?

Как создать стиль модерн в интерьере квартиры?

Реализовать дизайн интерьера модерн непростая задача, но реальная.

Основная сложность в том, что непросто найти подходящую мебель и декор.

Дизайнеры в большинстве случаев используют антикварную мебель и декор или изготавливают их под заказ у опытных мастеров. Заплатить за готовый результат придется немало, но он этого стоит.

Стиль — современный модерн в интерьере жилища будет смотреться изысканно и даже необычно. Ведь многие заказчики дизайна стремятся создать у себя дома более новые и современные жанры – лофт, хай-тек, фьюжн, которыми не особо впечатлишь. Поэтому любого гостя поразит модерн, созданный по всем правилам дизайна, а вы в такой обстановке будете себя чувствовать уютно и комфортно, ощущая “дыхание” и энергию природы.

Рассмотрим по комнатам варианты обустройства жилища.

Прихожая

Благодаря функциональности и практичности, модерн создается и гармонично смотрится даже в небольших прихожих. Он не предусматривает изобилие мелких предметов на поверхностях, поэтому обстановка свободная и легкая для восприятия.

  • Облицовка стен декоративной штукатуркой природных расцветок. Она может имитировать натуральный камень или иметь узоры в виде растительного орнамента.
  • Напольное покрытие из камня или плитки цвета светлого дерева с узором в виде плавных линий темного древесного цвета.
  • На потолке большой прихожей витражи золотистых и древесных тонов – один круглый или вкрапления неправильной формы. Форму витражей повторяет обрамление из натурального дерева. В качестве узора – растительность.
  • Вместо обычной двери, ведущей в гостиную, арка с деревянной резьбой.
  • Неизменный атрибут прихожей – напольная вешалка для верхней одежды.
    Отдайте предпочтение дереву с фигурными ножками.
  • Консоль выбирайте по такому же принципу.
  • Шкаф для одежды с зеркальными дверками, на которых изображены вьющиеся цветы.
  • Плафоны для освещения в виде цветов. Например, к стене прикреплен светильник в виде стебля с листьями с плафоном для лампы в форме цветка.

Гостиная

В этом помещении можно дать течению максимально раскрыться. Интерьер гостиной модерн может олицетворять все самые характерные и лучшие его черты.

  • Вместо обычной облицовки стен – на белый фон накладываются большие деревянные панели с узорами в виде лесных деревьев и животных.
  • Преобладает цветовая гамма белая, золотистая, древесная. Вертикальные поверхности можно оштукатурить – золотистая штукатурка с росписью более темного цвета. Потолок белый, но по периметру нанесена золотистая роспись.
  • На полу паркет с характерными для стиля ветвистыми линиями и асимметричными переплетениями.
  • Окна большие, с наличием витражей.
  • Комнатные двери со стеклом, на котором растительный декор. Над дверью, если она двустворчатая или широкая, также можно сделать витражи.
  • Большая гостиная (площадью от 20 кв.м) зонируется с помощью деревянной арки со сглаженными углами.
  • Мебель с гладкими углами и резьбой. Обеденный стол можно накрыть светлой скатертью с растительным узором. Диваны и кресла светлых тонов с темными деревянными ножками, подлокотниками и окантовкой спинки.
  • Основное освещение – центральная крупная люстра с плафонами в форме листьев или цветов. Как дополнение используется торшер с массивной деревянной ножкой.

Спальня

По мнению психологов, интерьер спальни модерн оказывает расслабляющее и успокаивающее действие. Дело не только в спокойной и естественной цветовой гамме. Плавные линии, цветочный принт, ассоциации с природой благоприятно воздействуют на людей.

Создать уют, располагающий к отдыху, поможет текстиль – массивные шторы, ковер, декоративные подушки, пуфы.

  • Однотонные обои бежевого цвета, белый потолок.
  • На полу ламинат или паркет цвета темного дерева. На нем небольшой ковер пастельной цветовой гаммы с витиеватым узором.
  • На окнах белый тюль, золотистые шторы с растительным узором, ламбрекен.
  • Двуспальная кровать не содержит острых углов, они сглажены. Изголовье напоминает переплетения веток деревьев.
  • По такому же принципу сделаны прикроватные тумбы и комод.
  • Мягкая мебель с текстилем светлого цвета и твердыми элементами из темного дерева.

В качестве основного освещения используется центральная люстра с плафонами в форме цветов. Ее основа может напоминать стебли с листвой. В виде вспомогательного света может быть абажур с изображением вьющихся растений.

Кухня

Правильно оформить кухню получится независимо от ее площади. Несмотря на витиеватый декор и резьбу, каждый элемент занимает свое место. Поэтому на кухне взгляд не перегружают детали, а выбивающаяся из стиля бытовая техника умело маскируется.

Даже холодильник можно заказать с покрытием, имитирующим дерево. Мелкая кухонная техника прячется в шкафчики, а крупная встраивается в гарнитур.

  • Стены покрыты штукатуркой пастельных тонов. В зоне плиты и мойки уложена под цвет штукатурки керамическая плитка.
  • Пол покрыт керамогранитом с декором в виде изогнутых линий.
  • В кухне укладывают иногда паркет, но такое решение не очень практично, так как поверхность быстро истирается вследствие регулярной уборки осевших кухонных испарений.
  • Если помещение большой площади, используют компромиссный вариант – в обеденной зоне паркет, а в рабочей – плитка.
    Идея особенно актуальна, если кухня объединена с гостиной.
  • Кухонный гарнитур из натурального дерева со сглаженными углами и ветвистым декором.
    Для повышения износостойкости поверхности гарнитура покрываются эмалью светлого цвета.
  • Обеденный стол из дерева со стеклянным покрытием. Текстиль обеденных стульев кремового цвета, ножки, основа и округлая спинка из темного дерева.

Ошибочная трактовка стиля

Нередко можно встретить на просторах интернета, и даже дизайнерские предложения создать стиль модерн в интерьере квартиры. Часто встречается и нехарактерная мебель под названием направления.

Глядя на примеры работ и гарнитуры, становится понятно, что ни о каком модерне речь не идет – на изображениях обычный современный интерьер с классической угловатой мебелью.

Почему возникли такие различия?

Дело в том, что многие буквально воспринимают слово moderne – новейший, современный; и считают, что для реализации жанра подходит современная мебель, отделка и аксессуары. Но как вы уже поняли из содержания статьи, направление имеет свою богатую историю и четкие характеристики, которые профессионал никогда не спутает с другими направлениями.

Ар нуво, либерти и модерн

Модерн процветал в Европе с 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, в период индустриализации, массового производства и урбанизации. Он считался универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства. Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до дизайна мебели и интерьера. Стиль модерн был распространен повсеместно: не только в частных домах, но и в интерьерах европейских вокзалов, чайных, универмагов и т.д.

Сегодня мы узнаем модерн по характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как же он сформировался и как воссоздать его сегодня?

Стиль модерн своими корнями уходит во вторую половину XIX-го века, когда в Англии зародилось «Движение искусств и ремесел». Определяющей его фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Он отвергал безвкусные производственные ценности и дегуманизирующие аспекты викторианского капитализма, обращаясь к ценностям средневековой эпохи.

В обоих направлениях схожие принципы и механизмы дизайна, однако модерн отличался тем, что процветал благодаря технологическим разработкам, которые сделали возможным массовое производство товаров, тогда как «Движение искусств и ремесел» было категорически против массового производства.

Впервые термин «модерн» был упомянут в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году применительно к группе скульпторов, дизайнеров и художников-реформаторов Les XX, основателями которой стали Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберг (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по всей Европе, и вскоре его имя было переведено на разные языки: югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии, стиль Тиффани в Америке, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции и пр.

Ар-нуво был популяризирован знаменитой парижской художественной галереей Maison de l’Art Nouveau, которой руководил Зигфрид Бинг.

С самого начала мастера, работающие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств – живописи, скульптуры и ДПИ. Они стремились объединить искусство с повседневностью, создавая красивые предметы, которые бы улучшили жизнь людей.

Как и сторонники «Движения искусств и ремесел», мастера модерна считали, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АР-НУВО

– Волнистые асимметричные линии.
– Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы.
– Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.
– Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.
– В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.

Ар-нуво был популярен до 1920-х гг., когда на смену ему пришел более строгий, сдержанный, но не менее роскошный стиль ар-деко.

КАК СОЗДАТЬ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ АР-НУВО?

Чтобы выдержать стилистику ар-нуво в интерьере, важно следовать нескольким простым правилам.

1. Стены.
В стиле модерн обычно используются приглушенные и мягкие цвета. Стоит отдать предпочтение серым, горчичным, коричневым, оливковым или сиреневым оттенкам. Уместны будут и обои с эффектным рисунком. Однако важно соблюдать баланс и, возможно, выделить лишь одну стену.

2. Пол.
Чтобы достоверно воссоздать стиль модерна, пол должен быть выложен паркетом или отделан деревом среднего тона. Также допускается светлый, практически белый, пол.

3. Свет.
Интерьер в стиле модерн можно дополнить выразительной лампой Tiffany. Эффектные витражи на тяжелом бронзовом основании – культовый образец стиля.

Читайте также:  Сочетание цветов в интерьере

4. Декор.
Аксессуары в стиле модерн должны быть как можно более декоративными. Предпочтительнее выбирать предметы с изогнутыми линиями и плавными динамичными формами. Это могут быть не только самостоятельные предметы, а, например, витражи-вставки в дверях, шкафах или зеркалах, или же фурнитура.

Стиль модерн в интерьере: описание и фото

Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.

Стиль модерн в интерьере гостиной

Стиль отрицания классики

Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…

Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.

Суть стиля модерн – противопоставление классическим интерьерам того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.

Цветовая гамма и материалы

Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.

Стиль Модерн в спальной комнате Ванная в стиле модерн

Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.

Кухня в стиле модерн

Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.

Стиль модерн в интерьере зала

Необязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.

Стилевая мебель

Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.

Стиль модерн в интерьере гостиной комнаты

Камин в стиле модерн

Детали и декор

Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.

Модерн в интерьере — фото

В конечном итоге, идея стиля модерн сводится к тому, что все вроде бы близкие к классическим детали интерьера, должны создавать некую оптическую иллюзию. Например, непропорционально вытянутые в высоту массивные шкафы, столы или стулья на визуально тонких ножках, но с массивной столешницей или сидением…

Дизайн интерьера в стиле модерн — видео:

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках

В 1860-1870 годы в вся Европа была увлечена эклектикой, суть которой сводится к смешению художественных стилей предыдущих эпох. Такое положение дел абсолютно не удовлетворяло художников, скульпторов и дизайнеров, находящихся в авангарде современного искусства. Бесконечная «перепевка старых песенок на новый лад» ограничивала полёт фантазии и не соответствовала духу времени. Задачей новаторов и первопроходцев от искусства стало создание нового стиля, в рамках которого любой объект или предмет рассматривался бы не только сам по себе, но и как часть пространства, его неотъемлемый элемент, находящийся во взаимосвязи с другими элементами. Архитектура здания, убранство его интерьеров, дизайн предметов и мебели, должны были быть связаны в единое художественное целое. Этот принцип единства создавал поразительную целостность и художественную завершенность каждого объекта, к которому прикладывали руки и сердце модернисты от архитектуры, живописи, дизайна.

Новый стиль возник почти одновременно в большинстве европейских стран и быстро приобрёл огромную популярность. Над названием долго не думали. Всё гениальное — просто и слово МОДЕРН (означающее в переводе — современный) оказалось вполне подходящим. МОДЕРН стал не просто новым стилем, а гораздо большим — новым мировоззрением, вобравшим в себя и объединившим все виды искусства. В этой парадигме ценность ремесленников и архитекторов, воплощавших эскизы художников в жизнь, была ничуть не меньше, чем самих художников или скульпторов.

Своё вдохновение модернисты черпали в природе, отсюда плавность линий, текучесть, вытянутые, изящные формы, обилие растительных орнаментов, стилизованных изображений птиц, фантастических животных, цветов. Лилии и кувшинки, орхидеи и ирисы, стрекозы и бабочки, павлины и ласточки поселились на фасадах европейских модерновых особняков, заполнили гостиные, столовые и будуары. Боже, а как же восхитительны были женщины эпохи модерн — изящная линия шеи и плеч, великолепные волосы и причёски, изумительные шляпки, шикарные платья, расшитые бутонами и птицами.

Дамы эпохи модерна на фотографиях Феликса Надара

Фирменным знаком, своеобразным символом МОДЕРНА стал знаменитый гобелен — искусное творение Германа Обриста (немецкий художник — декоратор, скульптор, представитель немецкого модерна). Мастер назвал свою работу «Цикламен» и представил на суд публики. Одному из критиков привиделось, что стебли растения похожи изгибы бича или кнута, яростно обрушивающегося на спину своенравного жеребца. Всем так запала в душу эта метафора, что с тех пор этот рисунок так и стали именовать «ударом бича», а извивающаяся золотая линия стала фирменным росчерком стиля МОДЕРН.

Плавные, изгибающееся линии и отсутствие углов + изображения фантастических животных, диковинных птиц и томных женщин с прекрасными распущенными волосами + необычное сочетание дорогих и экзотических материалов + подчёркнутая асимметрия = стиль МОДЕРН .

Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Итак, добро пожаловать во Францию и Бельгию времён расцвета МОДЕРНА!

  • АР НУВО или МОДЕРН а-ля ФРАНСЭ.
    Ар Нуво ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Стиль получил свое название благодаря одноименному парижскому салону, открывшемуся в 1895 г.

Анри ван де Вельде — бельгийский архитектор, выдающийся дизайнер, художник книг и создатель новых форм мебели и фарфора

Анри ван Вельде обладал многогранным талантом. Художник, график, мебельщик, дизайнер и архитектор, он стоял у самых истоков создания стиля АР НУВО. Он прожил 94 года и посвятил большую часть своей жизни преподаванию. На его счету выпуск нескольких поколений дизайнеров «нового стиля». Его собственный особняк «Блуменверф» в местечке Уккеле близ Брюсселя является одним из первых объектов в стиле АР НУВО. Не только архитектура, но и все детали интерьера, в том числе даже одежда обитателей дома, тщательно прорисованы самим хозяином в новом для того времени стиле.

Виктор Орта — бельгийский архитектор, дизайнер

Бельгийский мастер Виктор Орта также считается в одним из родоначальников АР НУВО в архитектуре. Именно его проектные решения фасадов и интерьеров чаще всего приводят в пример как эталонные для стиля модерн. Его задумки требовали использования передовых подходов в строительстве и он активно изучал и смело применял новые материалы. Он был одним из первопроходцев и разработал новые стандарты использования металлоконструкций и стекла, чем не преминули воспользоваться его соратники и последователи.

Интерьеры особняков Тасселя и Сольве

Эмиль Галле — французский промышленный дизайнер, реформатор художественного стекла

Француз Эмиль Галле тоже был не обделён талантами. Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако всемирную славу Эмилю Галле создали его непревзойденные «камейные» вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской всемирной выставке 1878 года. Всех так поразили представленные им (язык не поворачивается назвать их просто вещами) произведения искусства, что с этого момента за ним прочно закрепилось звание Мастера, обладающего непревзойдённым умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Вот лишь несколько из его изобретений:

  • Техника «лунного света» — clair-de-lune
  • Подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок непередаваемой красоты
  • Использование многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — образующего полупрозрачную поверхность, напоминающую роскошную камею.
  • Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, он научился получать «стеклянные маркетри» (его собственный термин) — разновидность мозаики.
Читайте также:  Кухня из шпона: недорогая и стильная роскошь

С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.

Галле увлекался не только стеклом, мебель, вышедшая из под его руки изумительна и поражает эффектностью и изяществом.

Гектор Гимар — один из самых ярких представителей французского модерна в архитектуре.

Воспитанник Школы декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Парижа, Гектор Гимар начинал с увлечения неоготикой. Одновременно с этим его привлекают растительные орнаменты и виньетки в духе рококо и возможность использования абсолютно новых материалов — стекла и стали. Осознав потрясающие пластические возможности стали и выразительность сочетания металла и цветного стекла, он, получив заказ на возведение станций Парижского метрополитена, начал экспериментировать. Улицы Парижа украсили странные изогнутые сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения или причудливых насекомых. Это была первая попытка европейских архитекторов придать транспортному сооружению художественный облик. Так появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наименований стиля модерн.

Гимар подарил Парижу не только оригинальные станции метро, но и многочисленные здания и зданьица, особняки и особничища, виллы и виллочки. Он удивлял публику не только причудливыми изгибами фасадов, но и оригинальными интерьерами, являющимися закономерным продолжением обтекаемых форм и изогнутых линий внешнего убранства здания. Для своих домов Гимар проектировал и мебель в том же стиле АР НУВО, с присущей направлению плавностью линий и природной «обтекаемостью».

Знаментитые станции метро Гектора Гимара в Париже:

Альфонс Муха, не нуждающийся в особом представлении 🙂

Говоря о французском модерне невозможно обойти молчанием выдающегося чешского художника Альфонса Муху. Он приехал в Париж в конце 1880-х годов будучи уже довольно известным художником и увлёкся парижским театром, примой которого в то время была знаменитая Сара Бернар. Муха начал создавать афиши к её спектаклям и эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником Парижа. Восхищенная Сара Бернар пожелала с ним познакомиться и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, а также декорации к постановкам, в которых участвовала Бернар. Он делал эскизы и к её костюмам и украшениям.

Кроме театра у Мухи было и другое увлечение — он рисовал этикетки и виньетки для рекламы товаров. Шампанское и бисквиты, велосипеды и спички удостоились чести быть запечатлёнными кистью мастера! Он с потрясающей лёгкостью вкладывал все эти вещи в руки пышнотелых красавиц, превращая предметы быта в элемент искусства.

Анри де Тулуз-Лотрек — выдающийся художник, ярчайший представитель французского АР НУВО, певец и летописец ночной жизни Парижа эпохи модерн.

Тулуз-Лотрек посвятил себя поиску психологической выразительности — каким образом передать неповторимый облик и индивидуальность модели, не прибегая к портретной технике? На помощь ему пришёл его недюжинный талант графика — дерзкая, энергичная линия, в мгновение ока выхватывала самую суть персонажа. Переносясь из бурного водоворота Монмартра на полотно художника, ночная парижская жизнь продолжала безудержно клокотать и бурлить, возбуждая завлекая зрителей.

«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента — эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность прочными узами связывает живописца с движением АР НУВО.

Красочные афиши, рекламы, плакаты в стиле АР НУВО буквально наводнили весь Париж. Конечно, Тулуз-Лотрек с его непревзойдённым мастерством не остался в стороне. Помимо великолепного владения линией, он обладал потрясающей наблюдательностью, острым, проницательным и весьма саркастичным умом. Он изображал ночную жизнь Парижа хлёстко, шаржируя её, выплёскивая свои зрительные впечатления на холст в густой, концентрированной форме. Глядя на его афиши, мы начинаем кожей чувствовать атмосферу знаменитого кабаре Мулен Руж начала 20 века — обольстительную, угарную, полупьяную, откровенную, пронизанную пошлостью и развратом. Разнузданная кадриль, проститутки и содержанки вперемешку со сливками парижского общества, наслаждающимися плотной плотской атмосферой вседозволенности — вот она, изнаночная жизнь Парижа эпохи модерн.

В следующей части нас ждёт путешествие в Англию, Шотландию и Ирландию — МОДЕРН СТАЙЛ и МАКИНТОШ или модерн по-джентльменски.

Изысканный век модерна. Стиль, подаривший художникам свободу

Излом XIX-XX веков придал новые смыслы искусству. Их выразителем стал модерн, смело ворвавшийся на арт-олимп.

Его задачей было придать эстетичный вид функциональным и конструктивным решениям, наполнить искусством заурядную реальность – об этом грезили художники и архитекторы модерна.

Модерн как течение существовал недолго, хронологически укладываясь в промежуток с конца 80-х годов ХIХ века и до начала Первой мировой войны в 1914 году. Стиль стал провозвестником нового искусства, пытавшегося выйти за грани привычной и уже слегка прискучившей классики. Свобода стала основной ценностью художников стиля.

«Довольно цензуры… Я хочу свободы… Я отказываюсь от любой поддержки со стороны государства, обойдусь без всего этого», – говорил австрийский художник, мастер модерна Густав Климт.

Дом Миндовского на Поварской, г. Москва. Архитектор: Лев Кекушев. Фото: static.panoramio.com

СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Свобода синтеза – еще один принцип мастеров стиля. От того и стилистический диапазон модерна практически бесконечен. Архитекторы примешивали к свободной пластике и формам модерна готику, русские узоры, неоклассические мотивы.

У модерна нет единых формальных признаков. Стиль вобрал в себя разнообразные направления, течения и школы, смешивая их и выводя на новый уровень.

Гостиница «Метрополь», г. Москва. Архитектор проекта Вильяма Валькота, соавторы: Лев Кекушев и Николай Шевяков. После сильного пожара 1901 года гостиница была восстановлена по проекту С. П. Галензовского. Фото: lot.com

Дом компании “Зингер”, г. Санкт-Петербург. Архитектор: Павел Сюзор. Фото: upload.wikimedia.org

Модерн преследует идею объединения нескольких видов искусства. Благодаря этому стали больше интересоваться прикладными искусствами – дизайном, работой с керамикой, книжной графикой. К примеру, о Врубеле говорили, что он возвел в ранг высокого искусства «прикладные поделки», создавая «эмоциональную» керамику.

Майоликовый камин «Вольга и Микула», выполненный по эскизам Михаила Врубеля. 1899 г.

Мастера модерна стремились преодолеть противоречия и найти гармонию между художественной и практической составляющей своих творений. Основной мыслью было приобщение к искусству всех жизненных сфер и главным образом сделать человека частицей художественного целого.

Дом Перцовой, г. Москва. Построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом по эскизам художника С. В. Малютина. Фото: canon-fan.com

ЧУВСТВЕННОСТЬ

Модерн выделяется среди других стилей и искусств своими органическими абстрактными формами, который живут, дышат, растут и развиваются на глазах у зрителей.

«Его чувственно-сочные – то плавно, то взволнованно, – извивающиеся линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вечным ». (И. Осокина для historicus.ru)

Дом Бальо или «Дом Костей», г. Барселона. Архитектор: Антонио Гауди. Фото: 2.bp.blogspot.com

ЦЕЛЬНОСТЬ

Архитекторы модерна исповедовали принцип «изнутри наружу» – возрождалось осмысление архитектора как универсального художника, который создавал эскизы от проекта самого здания до дизайна дверных ручек и светильников.

Особняк Рябушинского, г. Москва. Архитектор: Фёдор Шехтель. Фото: travel-bug.club

Интерьеры в особняке Рябушинского. Фото: 3.bp.blogspot.com, artifex.ru

Это предопределяло появление художника-универсала, соединявшего в одном лице графика, живописца, архитектора. Именно в это время нашли свое полное выражение таланты таких ярких мастеров, как Михаил Врубель, Лев Бакст, Сергей Малютин.

МОДЕРН В ДИЗАЙНЕ

Изогнутые линии, растительные орнаменты, любовь к асимметрии и витражам, аркам и порталам сложной формы – основа интерьеров в стиле модерн.

Удивительно, но то, что сегодня стало предметом восхищения, современниками было воспринято, как вульгарность, и считалось признаком дурного вкуса.

Кто сегодня посмеет назвать вульгарным великолепные интерьеры особняка Рябушинского и дома Зинаиды Морозовой на Спиридоновке?

Особняк Зинаиды Морозовой, г. Москва. Архитектор: Фёдор Шехтель. Фото: growinggarden.ru

Интерьеры в особняке Зинаиды Морозовой. Фото: levin-leonid.ru, mediaspy.ru

Как добавить элементы модерна в интерьер

Поклонники Серебряного века и эстетики могут попробовать добавить нотки модерна в свое жилище.

Выбирайте теплые, натуральные цвета – беж, охру, песочные, коричневые, оливковые оттенки.

Изогнутые линии – обязательный элемент интерьера в стиле модерна. Такой декор может входить в состав рам для зеркал или картин, служить оформлением лестничных ограждений или проявляться в очертаниях мебели.

Используйте растительные орнаменты. Но будьте осторожны с масштабами. Попробуйте декорировать подобным образом, например, дверцы душевой кабины, остекление в дверных проёмах или витринных шкафов.

Модерн любит дерево. Это и потолочный декор, и настенные панели, и элементы мебели. Прекрасно смотрятся деревянные изголовья кроватей, выполненные в этом стиле.

Витражи в интерьерах всегда придают особенную изюминку. Авторский витраж можно включить в состав дверного полотна, оформить потолок, мебель, стены помещения, либо дополнить им декоративные элементы.

Ссылка на основную публикацию