Вагонка – всё о строительном материале

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Стены

Деревянная вагонка – натуральный экологически чистый материал, обладающий отличными эксплуатационными характеристиками. Используется вагонка не только для внутренних, но и для наружных отделочных работ. С его помощью можно придать оригинальный вид даже самому невзрачному помещению. Обшитые деревом стены создают атмосферу домашнего уюта и тепла.

История происхождения материала

Согласитесь, странное название для материала – вагонка. Почему именно так, а не иначе? Все просто: ранее транспортные железнодорожные вагоны обшивались деревянными рейками. В последствие эти рейки нередко использовались для обшивки помещений. Отсюда и произошло обобщенное название деревянных материалов, используемых для наружной и внутренней отделки зданий – «вагонка».

Преимущества материала

Вагонка – прежде всего материал натуральный. Он не только украшает, но и утепляет. Помещение, отделанное вагонкой, дышит, создается естественный микроклимат. Ведь при избытке влаги дерево ее впитывает, а при нехватке – выделяет. Приятный аромат витает в воздухе и дает ощущение естественности и уюта. В ситуации, когда вокруг все больше искусственных материалов, вагонка стремительно набирает обороты и не уступает своим конкурентам. А в некоторых случаях – именно ей отдают предпочтение те, кто не гонится за модой, а предпочитает качество и безопасность.

Итак, к преимуществам вагонки можно отнести:

  • безопасность;
  • натуральность;
  • легкость обработки;
  • долговечность;
  • устойчивость к гниению
  • теплоизоляция;
  • звукоизоляция;
  • красивый внешний вид;
  • возможность спрятать под панелями провода и коммуникации.

Кроме всего прочего, материал еще и является экологически чистым материалом.

Вагонка деревянная – особенности производства

Производство деревянной вагонки – довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Качество полученного материала всецело зависит от строгого соблюдения производственной технологии.

Основные этапы производства вагонки:

  • изготовление обрезной доски;
  • сушка ее промышленным способом;
  • работы по пропилке пазов (пазо-гребневое соединение);
  • шлифовальные работы по обработке деревянной вагонки;
  • сортировка.

Классификация – виды деревянной вагонки

Классификация материала осуществляется согласно следующим параметрам:

  • порода материала;
  • сорт древесины;
  • профиль;
  • размер изготовляемых панелей.

Для производства вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы. Чаще всего это:

Древесина первой категории: сосна, лиственница, ель, кедр; второй категории: ясень, липа, бук, ольха и пр.

Сорта древесины, используемые для производства вагонки:

Самым высококачественным сортом является экстра – материал абсолютно не имеет дефектов (сердцевина, скол и пр.).

Материал класса «A» также не содержит сердцевины, но на его поверхности все же могут иметься отдельные сучки (не более одного на 1,5 м2); допустимо также наличие на данной площади не более дух смоляных карманов и небольшой несквозной трещинки.

К классу «B» следует отнести материал с наличием следующих дефектов на площади 1,5 м2: 4 сучка, 2 смоляных кармана, 2 несквозные трещины, 1 пятно контрастной окраски.

Вагонка класса «C» может иметь следующие дефекты:

  • невыпадающие сучки, диаметр которых не должен превышать 25 мм;
  • 2 смоляных кармана, размер каждого – не более 5х50 мм;
  • несквозные трещины (длина не должна превышать 5% длины);
  • 1 пятно контрастной окраски, площадью, не превышающей 15 см2;
  • полосы контрастного цвета (не более 5% площади);
  • мелкие механические повреждения.

По виду профиля материал разделяют на вагонку и евровагонку. В чем различие между вагонкой и евровагонкой? Понятие евровагонка появилось относительно недавно. Внешне этот материал практически ничем не отличается от привычной вагонки. Единственное различие заключается в том, что евровагонка изготавливается в соответствие с европейским стандартом DIN 68126, о отечественная – в соответствие с нашими стандартами ГОСТ 8242 — 88. Следовательно, зарубежный аналог считается более качественным продуктом, чем отечественный. Стоимость деревянной вагонки, произведенной на территории нашего государства, несколько ниже.

Евровагонка: типы профиля:

Наиболее востребованным и популярным является материал типа блок хаус. Используется этот тип для внутренней и наружной отделки помещений. Внешне вагонка блок хаус выглядит как оцилиндрованный брус.

Деревянная вагонка от отечественных производителей должна соответствовать следующим критериям:

  • ширина доски не должна превышать 150 мм;
  • длина доски не должна превышать 6000 мм;
  • толщина доки колеблется в пределах 12-25 мм.

Стандарты евровагонки значительно более строгие. Толщина материала должна составлять 13, 16 или 19 мм, при ширине – 80, 100, 110, 120 мм, соответственно. Длина одной доски варьируется в пределах 500-6000 мм.

Особенности применения вагонки

Простота монтажа также является немаловажным фактором – крепление деревянной вагонки осуществляется пазо-гребневым способом. При наличии необходимых инструментов работать с материалом может практически каждый, кто когда-либо держал молоток в руках.

Ввиду того, что материал отличается эстетическим внешним видом и долговечностью, вагонка имеет довольно широкую область применения. При обшивке дома снаружи вагонку укладывют горизонтально, начиная снизу. Обшивочные доски укладываются одна на другую, а стиыки обрабатываются полиуретановой мастикой. Такой способ обеспечит гидро-, звуко- и термоизоляцию.

Для отделки внутреннего помещения вагонку укладывают на стены и в вертикальном, и в горизонтальном положении. В бане чаще всего вагонку укладывают вертикально, чтобы в пазах не скапливалась вода. Очень важно обеспечить вентиляцию. Для этого от пола и от потолка нужно оставлять отверстия для поступления воздуха. А 20-40 см от пола вообще не покрывают вагонкой, чтобы уберечь ее от излишней влажности.

Как крепить деревянную вагонку?

В процессе монтажа вагонки следует помнить основное правило: прежде чем крепить вагонку, проверьте, насколько ровные стены в вашем доме.

Очень сложно найти действительно ровные стены. Если в этом параметре вы уверены, то вполне можно укладывать вагонку на стену. Но идеально выполнить облицовку можно будет только в том случае, если рейки вагонки будут крепиться на обрешетку из деревянных брусьев. При необходимости между брусьями обрешетки можно поместить теплоизоляционный материал.

Итак, рейки закрепляют на стене с шагом в 0,5 – 1 метр (при горизонтальном расположении вагонки рейки крепятся вертикально, а при вертикальном – горизонтально). Во время процесса нужно активно использовать уровень или отвес. Делается это с тем, чтобы рейки могли создавать идеально ровную поверхность для крепления вагонки. Уровнем выставляют и закрепляют верхнюю и нижнюю планки. На них натягивают нити и уже всю остальную отделку вагонкой проводят с ориентацией на них.

Крепят материал с помощью крепежных материалов: гвоздей, шурупов, дюбелей, скоб (кляймеров). Если крепить вагонку на потолок, то нужно параллельно использовать и кляймеры, и шурупы.

Обратите внимание: от того, насколько качественно выполнена обрешетка, всецело зависит качество отделки помещения в целом. Начинают этот процесс выполнять из угла. Тогда получится уложить вагонку ровно и без изъянов. Для завершающего этапа укладки вагонки в углах используют деревянные уголки, а возле окон и дверей – наличники из реек.

Чем обработать деревянную вагонку?

Еще перед началом монтажных работ вагонку нужно покрыть защитным антисептирующим составом. Это предотвратит появление плесени и поможет значительно увеличить срок службы материала, защитит от загрязнения и воздействия ультрафиолета. Одним словом, если вы не хотите, чтобы обшитые вагонкой стены поменяли цвет и внешний вид, их нужно обрабатывать. Только после специальной обработки поверхность можно покрыть лаком или окрасить. Если помещение будет обшито вагонкой с внешней стороны, то подобное покрытие нужно наносить ежегодно.

Покраску деревянной вагонки следует осуществлять лаком или специальной краской для дерева. При выборе таковой нужно также учитывать тип и назначение помещения.

Так, для внутренних помещений не используют нитролак, а преимущество отдают алкидным и водоразбавляемым лакам. С их помощью можно сделать поверхность как матовой, так и глянцевой.

Если взять во внимание составы Uviwax (Германия, марка «Осмо») и Панели-Ясса (марка Тиккурилы), то можно сохранить естественный оттенок дерева, облагородить его, сделать поверхность шелковистой. Блеск будет или нет, зависит от вида лака, зато все свойства древесины после обработки сохраняются: и дерево дышит, и деревянная поверхность становится грязе- и влагоустойчивой.

Деревянная вагонка в интерьере

Популярность такого материала для создания современного функционального интерьера внутри помещения растет изо дня в день. Вагонка прекрасно сочетается практически со всеми ныне существующими отделочными материалами. Наиболее часто вагонка используется для отделки бань, лоджий и балконов.

С ее помощью можно оборудовать панели в квартире или офисе, а загородный домик сделать изысканным особняком.

При внутренней отделке вагонкой можно зрительно расширить пространство и сделать потолок выше. Все зависит от расположения досок: вертикально уложенная вагонка делает потолки зрительно выше, горизонтально уложенная – расширяет пространство.

Как ухаживать за вагонкой?

Мочить вагонку не рекомендуется. Пыль убирается сухой тряпкой или с помощью пылесоса. Если появились пятна, то их можно обработать слабым растворителем. Периодически вагонку нужно обрабатывать защитными составами – антисептиками и антипиренами.

И отдельно взятое помещение, и целый дом, стены которого обшиты вагонкой, подарят своим хозяевам тепло и уют. Выбирайте натуральные материалы. Одним из наиболее востребованных и эстетичных и является вагонка.

Дизайн внутри помещения – это единое целое, состоящее из многих деталей. И немаловажную деталь внутреннего дизайна представляет собой напольное покрытие. Как вариант высшего уровня можно рассмотреть ламинат 34 класса. Престижный ламинат для требовательного покупателя.

–> Мир инструмента и материала –>

Вагонка – это отделочный материал, декоративная доска. Она используется для обшивки или отделки стен, дверей. Этот материал экологически чистый и производится из натуральной древесины.

Изготовление вагонки:
Выработка обрезной доски. Всю древесину, из которой делают вагонку, подвергают тщательной проверке и сортировке. Отобранный круглый лес поступает на пилораму, где получают обрезную доску, которая является сырьем для изготовления вагонки.
Сушка. Техническая сушка – обязательный этап для производства качественной обшивочной доски-вагонки. После сушки влажность заготовки должна быть не более 12%.
Строгание. Сухая доска подается для обработки в четырехсторонний фрезерный станок. Обработка фрезами осуществляется одновременно со всех четырех сторон заготовки, чтобы получилась правильная геометрия профиля и доска-вагонка без проблем стыковалась друг с другом при дальнейшем монтаже.
Сортировка по качеству изготовления. Детали сортируют по классам и видам и упаковывают как готовую продукцию.

Применение:

Используется для внутренней и внешней отделки строений. Для ускорения работ по монтажу применяются кляймеры.

В зависимости от породы древесины вагонка применяется:

  • Сосна, ель — отделка внутренних помещений, без существенных колебаний температуры от −5 °С до +30 °С и невысокой влажности; Вагонка из хвойных пород содержит фитонциды, которые оказывают дезинфицирующий и противомикробный эффект;
  • Липа — отделка внутренних помещений сауны;
  • Ольха — парная комната бани (хорошо переносит температуру до +120 °С и влажностью до 100 %); используется для обшивки неотапливаемых помещений (дачные постройки, мансардные помещения, террасы, балконы) так как не боится перепадов влажности и имеет повышенную стойкость к гниению.

Виды вагонки:
Вырабатывается из обрезной доски строганием одной или двух сторон и выборки с боковых поверхностей четверти (фальцовка) или шпунта (шпунтовка). В зависимости от исходного материала, из которого была изготовлена вагонка бывает:

  • деревянной (материал: натуральная древесина);
  • пластиковой (материал: поливинилхлорид);
  • МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности). Основной компонент при производстве вагонки МДФ – древесная пыль, в которую добавлены связующие элементы.

Пластиковая вагонка устойчива к воздействию влаги, не поддаются коррозии и гниению, но теряет свой эстетический внешний вид при попадании прямых солнечных лучей. Вагонка из дерева служит около 15-20 лет. Срок её службы увеличит обработка от насекомых и грибков, а также покрытие антисептиком. Защитное покрытие обычно наносят при изготовлении, но существуют и специальные лаки, которыми можно провести дополнительную обработку.

Пластиковая вагонка:
Пластиковую вагонку производят из ПВХ-массы методом экструзии (технологический процесс выдавливания при оптимальной температуре для изготовления пустотелых предметов). Пластиковые панели содержат полые соты по всей длине. Такая структура обеспечивает высокие звуко- и теплоизоляционные свойства материала, а использование в качестве сырья ПВХ улучшает остальные эксплуатационные характеристики.

  • Долговечность (при должном уходе обшивка сохраняет привлекательный вид на протяжении всего срока эксплуатации);
  • Влагостойкость;
  • Диапазон допустимой температуры эксплуатации от –50 до +50 °С;
  • Устойчивость к ультрафиолетовому излучению;
  • Возможность выбора расцветок и текстуры деталей (в том числе, имитирующих натуральное дерево);
  • Не требует дополнительной обработки;
  • Доступная цена.

К условным недостаткам пластиковой вагонки относят меньшую механическую прочность по сравнению с панелями из натурального дерева.

Оптимальным считают использование пластиковых панелей в местах повышенной влажности: ванные комнаты, санузлы и т.д.

Вагонка из МДФ:
Панели из МДФ – это экологически чистый стройматериал, который составляет альтернативу вагонке из пластика или натурального дерева.

Панели МДФ получают путем прессовки сухой мелкодисперсной стружки под давлением и высокой температурой. Склеивание частиц происходит за счет выделения лигнина – природного компонента древесины, который надежно скрепляет стружку, образуя монолитную, прочную и легкую деталь. Во время эксплуатации детали не выделяют эпоксидных смол и фенола, что позволяет применять вагонку из МДФ при отделке жилых помещений: залов, спален и детских.

По некоторым эксплуатационным качествам МДФ-панели превосходят вагонку из натурального дерева:

  • малый вес;
  • более простой процесс монтажа;
  • разнообразие цветовых решений и стилизации под другие материалы (дерево, мрамор, гранит, камень и т.п.)

Деревянная вагонка:
Весьма распространенный тип материала. Широко применяется в строительстве.

  • Изготавливается с видами профиля “Стандарт”, “Штиль”, “Европрофиль” .

Рассмотрим какие профили Вагонки бывают:

  • Профиль “Стандарт”

Данный профиль является базовым для других разновидностей вагонки.

Сечение детали напоминает трапецию, кромки которой скошены под углом 30 градусов. Тыльная сторона деталей оснащена вентиляционными пазами, а кромки – выступами и углублениями для соединения «шип-паз». При этом длину шипа делают меньше, чем позволяет установить паз другой доски. Эта мера нужна для компенсации увеличения объема дерева при рассыхания после монтажа.

На поверхности обшитой стены нет зазоров и щелей, но видны небольшие углубления в местах стыков деталей, которые образуются из-за скошенных углов планок.

Эта разновидность вагонки отличается закругленными углами деталей. Остальные характеристики совпадают с параметрами вагонки «Стандарт». В ряде случаев поверхность, обшитая деталями с мягкими переходами на стыках, выглядит лучше классической вагонки.

  • Профиль “Европрофиль”

Вагонку этого профиль также называют “Евровагонка” или “Софт-лайн” (в переводе- “мягкая линия”). В отличие от вагонки “Штиль”, доска “Евровагонка” имеет широкий шип (5 – 8 миллиметров), что обеспечивает большую надежность при дальнейшей эксплуатации. Также имеются внешние отличия: после монтажа вагонки “Европрофиль” формируется рисунок.

  • Профиль “Евровагонка”

Популярный тип вагонки, который изготавливают по западноевропейскому стандарту DIN 68126/86. Отличается глубоким пазо-гребневым сочленением, благодаря чему между толстыми частями панелей на обшитой поверхности видны промежутки, закрытые шипами.

Евростандарт регламентирует строгие требования к влажности исходной древесины, геометрии готовой детали и качеству обработки поверхности. В отличие от традиционной вагонки, панели оснащены специальными вентиляционными бороздами на тыльной стороне деталей, которые отводят скапливающуюся влагу и не дают образовываться конденсату на местах стыка доски вагонки и монтажной рейки. Это защищает от гниения обшивку, обрешетку и прилегающие к ним слои утеплителя. Дополнительная функция канавок – снятие внутреннего напряжения детали при резких колебания температуры и влажности.

  • Профиль “Американка”

Отличается скошенным профилем деталей, из-за которого обшитая стена имитирует способ укладки досок «внахлест». Разница толщины между частями планки составляет 8 мм, что образует уклон в 5 градусов.

Видео: Какие виды вагонки существуют?. Правильный монтаж вагонки.

Вагонка. Преимущества её применения в современном строительстве

Появившись в качестве одного из самых первых видов натурального отделочного материала, вагонка до сих пор сохраняет свои позиции на строительном рынке, несмотря на появления ряда новых искусственных материалов, которые значительно превосходят её по ценовым характеристикам. Это и различные материалы из пластика, и гипсокартон, и имитация под природный камень, и многие другие материалы, имеющие ряд своих, бесспорных достоинств, но, тем не менее, уступающих по своим качествам вагонке, которая применяется на территории нашей страны уже не одно поколение в качестве отделочного материала. Более того, в современном мире популярность природных, безвредных, экологически чистых материалов с каждым годом возрастает. Это объясняется просто: в мире, где продукты питания вредны, где воздух и окружающая среда загрязнены, где в состав материалов входит чуть ли не вся полностью таблица Менделеева, людям порой хочется хотя бы дома окружить себя чем-то естественным и натуральным. Деревянная продукция вполне отвечает этим требованиям.

Обработка вагонки при производстве

Как уже было сказано, вагонка производится из дерева. Современные способы и технологии обработки древесины существенно улучшили качества производимой вагонки. Сейчас она имеет максимально ровную поверхность, одинаковую текстуру и рисунок, удобные соединительные пазы. В зависимости от ваших потребностей, вагонка может производиться из различных видов древесины. Выбор какой-либо конкретной породы дерева обусловлен целями применения вагонки. Сосновая вагонка – самая дешёвая, однозначно не подойдёт для отделки таких помещений, как бани и сауны, потому что этот вид древесины непригоден для эксплуатации в условиях высокой температуры и повышенной влажности. Более дорогая вагонка – вагонка, которая изготавливается из лиственных пород древесины: лиственницы, ясеня, берёзы, осины, липы и дуба. Использование материалов из древесины, предназначенных для внутренней и внешней отделки зданий, придаёт им неповторимый вид и своеобразный интерьер.

Вагонка в интерьере

Одним из современных направлений дизайна является оформление интерьера в старинном русском стиле, с элементами деревянного декора или имитацией под него. Для этого, использование вагонки становится незаменимым, так как этот материал лучше других сможет передать тепло, уют и внешние характеристики русского стиля. Оформление стен, потолков деревянной вагонкой – одно из решений. Использование лака для обработки любого рода деревянных поверхностей не только поможет продлить срок эксплуатации этого материала, но и подчеркнёт натуральную текстуру дерева.

Доступная ранее только богатым, сегодня вагонка общедоступна. Из материала для отделки роскошных помещений она превратилась в материал, который может позволить себе каждый. Из основных её достоинств можно выделить такие, как способность поглощать влагу в помещениях с повышенной влажностью и отдавать её в помещениях с сухим микроклиматом. Этот материал служит долго, не подвержен процессу гниения, при условии правильной обработки и применения. Кроме того вагонка крайне проста в монтаже и не требует специальной подготовки поверхностей стен, перед её установкой. Специальные соединительные пазы на боковых кромках вагонки обеспечивают простоту и удобство подгонки каждой новой доски к предыдущей. Всё, что необходимо сделать для выравнивания поверхности стены – так это при помощи уровня прикрепить к стене планки, на которые в последующем и будет крепиться вагонка. Под поверхность вагонки можно также разместить слой звуко- или теплоизоляции, либо использовать материал, который сочетал бы в себе оба этих необходимых при строительстве свойства. Монтируется сама вагонка по-разному, в зависимости от материала, его толщины, и желаний владельца. Это можно осуществлять как с помощью шурупов или гвоздей, так и с помощью специальных скоб.

Как уже было сказано выше, вагонка может быть нескольких видов. В первую очередь, в зависимости от того, что мы собираемся ею покрывать: фасад или внутреннюю часть помещения, выделяют вагонку для внутренних и наружных отделочных работ. Как правило, дорогая лиственная древесина на отделку фасадов не используется. Для этих целей лучше всего использовать вагонку из сосны или ели. Фасады требуют для отделки гораздо большего расхода материалов, поэтому высококачественная дорогостоящая вагонка обойдётся слишком дорого для обшивки фасадов. Более дешёвая вагонка из сосны для этих целей намного предпочтительнее. А дефекты древесины легко скрываются под слоем лака или краски. Вместе с тем, лиственные породы вагонки лучше всего подойдут для отделки саун или бань.

Одним из самых дорогих материалов, конечно же, является вагонка из дуба. Необычайно насыщенная цветовая палитра и удивительная долговечность этого материала, делают его незаменимым при отделке богатых загородных домов, роскошных квартир. Материалы из натурального дуба – это признак достатка.

Таким образом, являясь природным, экологически чистым, и, даже, порой полезным для здоровья, материалом, вагонка в современном строительстве не потеряла своего первоначального значения. Сейчас этот материал отражает потребности в строительстве любого слоя населения, граждан с любым достатком. Каждый сможет выбрать себе качественный материал, отвечающий его потребностям и возможностям.

Видео

Сорта вагонки – какие они бывают, в чём разница и как выбрать

Согласно ГОСТ 2695-83, вагонка имеет 3 сорта: сорт А, сорт Б и сорт В.
Первый сорт вагонки, вырабатываемой на предприятии ООО «Агросервис», соответствует ГОСТовским сортам А и Б в совокупности, а второй сорт – ГОСТовскому сорту В.

Данная таблица позволяет получить необходимые представления о качестве вагонки, производимой ООО «Агросервис».

Здоровые светлые сросшиеся круглые, овальные и продолговатые

Здоровые всех видов с трещинами и раковинами

Допускаются с трещинами до 1,0 мм и раковинами до 5 мм

Допускаются при срастании не менее ½ контура сучка

Несросшиеся, выпадающие, а также отверстия от выпавших сучков

Не допускаются единичные выпавшие ребровые сучки и небольшие повреждения на ребровых сучках, такие как выщерблены на кромках

Загнившие, гнилые и табачные

Частично сросшиеся, сшивные

Допускаются с длиной не более 1/3 изделия

Без ограничений суммарной длиной не более 80% изделия

Пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку

Допускаются шириной не более 1,0 мм и длиной не более ¼ изделия

Допускаются не более 5 шт. на погонный метр

Пластевые сквозные с выходом в торец

Допускаются длиной не более 150 мм с каждого конца и толщиной не более 1 мм

Допускаются длиной не более 300 мм

С выходом на лицевую пласть

Допускаются длиной не более 50 мм

Прорость (вросшая кора)

Односторонняя и открытая темная и светлая

Допускается шириной до 200 мм и длиной до 100 мм в количестве да 1 шт на изделие

Допускается твердая гниль общей площадью до 1/10 площади изделия

Вырыв, выхват, запил, вмятина, скол, задир, выщерблина

Допускаются глубиной менее 0,5 мм и площадью не более 15х300 мм не более 1 на 1 погонный метр

Допускаются общей площадью не более 1/5 от площади изделия

Бахрома, ворсистость, непрострог

Допускаются площадью до 1/10 поверхности изделия

Допускаются площадью до 1/5 от площади изделия

Допускаются с отдельными ворсистыми участками глубиной до 1,5 мм

Химические окраски и грибные поражения

Допускаются пятна красной плесени и посинения общей площадью не более 1/5 площади изделия не более 10% объема

Продольная по кромке

Допускается со стрелой прогиба до 0,2% от длины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия

Продольная по пласти

Допускается со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 6% от длины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 0,5% от ширины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 0, 8% от ширины изделия

Допускается с отклонением от плоскости до 0,35% от длины изделия

Допускается с отклонением от плоскости до 1% от длины изделия

Нарушения размеров профиля

Несоответствие размеров элементов поперечного сечения профиля

Допускаются отклонения в пределах 2% от номинальных размеров

Допускаются отклонения в пределах 2,5% от номинальных размеров

Непрострог кромки гребня

Допускается на 1/3 длины изделия с отклонением ширины гребня до 2мм

Допускается на 2/3 длины изделия с отклонением ширины гребня до 2мм

Дефекты нижней кромки паза

Допускаются повреждения, утоньшения или отсутствие нижней кромки паза длиной до ¼ изделия

Допускаются повреждения, утоньшения или отсутствие нижней кромки паза длиной до 1/5 изделия

Допускается на площади не более 1/10 от площади поверхности изделия

Вы можете купить вагонку всех сортов в нашем интернет-магазине.

Образцы вагонки различных сортов

Вагонка сорта ЭкстраВагонка сорта АВагонка сорта BВагонка сорта С
Сучки отсутствуютМинимальное количество
сучков
Небольшое количество
сучков
Достаточное большое
количество крупных сучков

Что такое ЕВРОвагонка можно узнать здесь.

Другие статьи

Как организовано производство фанеры

Место, где производят фанеру, т. е. фанерный завод, называют ещё и Биржей. Только в обороте здесь не ценные бумаги и валюта, а брёвна. Берёза, сосна, ель. Вот они как раз и являются ценностью. Укрывают их в том числе и от солнечного света — чтобы ультрафиолетовые лучи не высушивали торцы деревьев. Возьмем, для примера, берёзу — фанера из неё получается самой прочной.

История появления фанеры

Первые фанерные листы были созданы еще в Древнем Египте. Произошло это примерно в 15 веке до н.э. Археологами был найден небольшой ларец из кедра, оклеенный пластинками черного дерева.

Марки фанеры и экологические показатели

Содержание формальдегида в фанере и выделение формальдегида из фанеры в воздух помещения в зависимости от класса эмиссии должно соответствовать указанному в таблице.

Вагонка: характеристика, категории

За короткий промежуток времени вагонка зарекомендовала себя как хороший отделочный материал для самых разных помещений – квартирных апартаментов, саун, производственных комнат. Из-за своих высоких звукоизоляционных показателей вагонка пользуется спросом у владельцев концертных залов и звукозаписывающих студий. Ранее понятие вагонка было очень узким, так как выпускалась она одного типа и размера. Сейчас же используются различные материалы для её изготовления, позволяющие добиваться различных результатов в зависимости от требований. Отчего же вагонка стала таким востребованным строительным материалом?

Общая характеристика

Вагонка – отделочный материал, в виде доски с пазами для соединения друг с другом. На отечественном рынке фигурирует и такой термин, как евровагонка. По сути, это одни и те же материалы, изготовлены по разным нормам. Для евровагонки используется другой профиль, другое дерево. К тому же она отличается и по габаритным показателям.

Стандарты евровагонки

  • влажность: 10 — 15%;
  • длина: 1,2 — 4 метра;
  • толщина: 12,5 миллиметров;
  • ширина: 87 миллиметров, не учитывая ширины крепительного шипа.

Для определения на глаз европейского материала, достаточно присмотреться на тыльную сторону. В отечественном варианте нет продольных канавок для вентиляции, предназначенных для отвода конденсирующейся влаги. Евровагонка изготавливается из высококачественных материалов и обрабатывается всевозможными защитными средствами, что увеличивает не только срок её эксплуатации, но и цену, поэтому обычная вагонка в разы дешевле.

Из чего делают вагонку?

Обычно для этого отделочного материала используют хвойные деревья, но есть и некоторые лиственные, показывающие высокие показатели.

  • Елевая вагонка: делается из ели добываемой на севере. Это дерево растёт очень долго, поэтому древесина получается плотная и твёрдая. Имеет хорошие водоотталкивающие характеристики, но со временем на ней появляются тёмные пятна. Подходит для отделки стен и потолка.
  • Вагонка из сосны: выполняется из досок, которые вырезаются из основания ствола. Это нужно для того, чтобы минимизировать количество сучков в дереве. У сосны красивый внутренний узор золотистого цвета, который изысканно украшает интерьер.
  • Осиновая вагонка: основной плюс этого дерева в том, что он почти не содержит смолы. Имеет низкие показатели теплопроводности, поэтому широко используется в банях, но требует защитных смазок, потому что при взаимодействии с влагой темнее.
  • Вагонка из липы и ольхи: как и осиновая, требует дополнительной обработки. Имеет малую плотность, поэтому позволяет сохранить правильный температурный режим в помещении.

Категории вагонки

В зависимости от своих характеристик вагонка делится на четыре категории:

  • Экстра-класса – высшая категория вагонки, не имеющая дефектов и сучков, но стоит больших денег.
  • Класс «А» — материал без видимых повреждений с сучками, гармонично вписывающимися в общий вид дерева.
  • Класс «В» — допустимы сучки различных цветов, которые будут очень заметные на фоне дерева.
  • Класс «С» — вагонка низкого качества, в которой попадаются сучки, могут быть повреждения и трещины.

Это общая классификация вагонок, которой уже почти не пользуются изготовители подобного строительного материала. У каждой фирмы есть свои требования к вагонке, основываясь на которых они вводят систему классов. Из этого можно сделать вывод, что материал класса «А» одной фирмы может быть хуже, чем материал класса «В» другой.

Читайте также:  Бетонная стяжка пола своими руками
Ссылка на основную публикацию