Скульптуры из живых деревьев как элемент ландшафтного дизайна

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Арбоскульптура – это плод человеческого труда, различные декоративные элементы, выполненные из деревьев. Можете ли вы представить себе дерево в форме человека? А быть может, вы видели шезлонг, выполненный из растущих кустарников?

История возникновения

Прием был создан в начале 20 века. Простой фермер на участке вырастил сикоморы и своими руками переплел их. Соседи увидели шедевр и оценили. Это сподвигло Акселя Эрландсон на новые подвиги. Он решился переплести уже 4 ствола. Творение было названо «Четырехножка». Спустя время к ферме пришла известность. В результате Аксель забросил все остальные дела и начал заниматься только придуманной им техникой.

Затем он отправился в Калифорнию и открыл там необычный «Древесный цирк». Туристы толпами стекались посмотреть на завораживающее зрелище.

После смерти фермера цирк какое-то время оставался заброшенным, но потом перешел к поклоннику творчества Акселя, и его восстановили. Затем арбоскульптура заинтересовала и других людей, но повторить успех Эрландсона так никому и не удалось. В наше время наиболее ярким представителем, обладающим способностями к созданию скульптур из стволов деревьев, считается Ричард Римс.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Поктре

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре. Это не что иное, как создание живой мебели. Основоположник способа — Питер Корр. Свое первое кресло он изготовил еще в 1987 году. Самые известные его творения — это живые зеркала. Основная их особенность заключается в том, что стволы деревьев переплетаются таким образом, что у основания они переплетены вместе, а сверху как бы расходятся в стороны. В итоге в получившуюся конструкцию можно вставить зеркало.

Арбоскульптура может быть выполнена из различных видов растений – садовых слив, сикомор, черемухи. Поктре стал известен в креативном ландшафтном дизайне именно благодаря Корру. Однако поклонников метода до сих пор не так-то много. Все дело в том, что срок изготовления занимает длительное время. Так, для получения одного предмета потребуется примерно 6 лет. Ввиду этого ряд поктре выполняется искусственно, с применением корней, которые более гибкие и развиваются быстрее.

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере.

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент. Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой. В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Создание деревянной вазы

Вам потребуется каркас. Затем на него высаживают однолетний саженец на карликовом подвое. Остается только обрезать побеги и активно подкармливать растение. Помните! Представленные растения несколько слабее, чем дикорастущие. После того как вы увидите, что саженцы прочно укоренились и чувствуют себя хорошо, каркас можно убирать. Но для этого потребуется несколько лет.

Точно так же выполняется спираль. Но для этого потребуется уже 4 саженца. Каркас при этом берется цилиндрической формы. Его ставят на 4 стойки.

Намного сложнее срастить стволы различных сортов деревьев. При этом применяется такой метод, как прививка. Со стволов счищают кору, затем их соединяют и обвязывают. Затем деревья ставят на каркас. После того как они окрепнут – опять же, пройдет несколько лет, — каркас убирается.

Для тех, кто мечтает создать своими руками шедевр, но не готов ждать так долго, есть несколько дельных советов:

  • используйте такое дерево, как ива, – она вырастает за год до двух метров;
  • каркас лучше брать из биопластика.

Такие методы прекрасно решают основную проблему арбоскульптуры – долгий срок создания.

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

Скульптуры для сада (видео)

На данный момент интерес к арбоскульптуре возрастает. В своих садах дизайнеры и обычные люди начинают выращивать удивительные растения. Кто знает, может, совсем скоро дома, выполненные из переплетенных стволов и ветвей, войдут в моду!

Дачный дизайн с экзотикой: техника создания арбоскульптур из деревьев

Необычные вещи привлекали людей во все времена. А если удивительные формы принимают живые деревья, то мимо такой красоты никто не пройдет равнодушным. Одним из ювелирных направлений в ландшафтном искусстве можно назвать арбоскульптуру – выращивание деревьев в форме кресел, геометрических фигур, витиеватого орнамента и даже людей. Но не путайте арбоскульптуру с топиари и бонсай. Это три разных техники, и в чем их различие – разберемся на конкретных примерах. К тому же простейшие формы арбоскульптуры может создать любой дачник, у которого хватит выдержки и терпения для формовки, прививки и ухода за своими скульптурными деревьями.

Арбоскульптура – не новое направление. Его придумали еще во второй половине 19 века в Америке. Но до этого времени деревья, выращенные в технике арбоскульптуры, встречаются в Европе редко, а уж на территории стран бывшего Советского Союза и вовсе считаются экзотикой. Так что если вы хотите удивить всех знакомых и друзей, попробуйте создать в этой технике хоть одно дерево.

На таком оригинальном кресле понравится сидеть не только гостям, но и собственным детям, которые сделают его главным объектом для игр

Суть арбоскульптуры в том, чтобы в процессе выращивания растения придать ему причудливые формы с помощью искривления ствола, формовки ветвей и, если надо, прививок. На первый взгляд, техника смахивает на бонсай, где тоже бывают искривленные стволы. Но бонсай – искусство выращивания миниатюрных деревьев с полным сохранением признаков большого. А в арботехнике специально изгибают растение, придавая ему ненатуральную форму.

Разные формы можно придать культурам и с помощью техники топиари. Но в этом случае оригинальные формы и фигурки получаются благодаря постоянной стрижке листвы и тонких веточек. А в арбоскульптуре листья не трогают. Задача садовника – преобразить форму ствола, искривить скелет, пока он не успел одревеснеть. Причем можно экспериментировать не с одним саженцем, а объединять в один ансамбль по 3,4 и более деревьев. Их стволы соединяют методом прививки, а уж деревья сами залечивают раны, намертво прирастая друг к другу и образуя в месте соединения шрамы-наросты.

Прививки используют, когда создают скульптурную композицию из нескольких деревьев, а форму одного растения меняют с помощью сгибания ствола и ветвей

Какие деревья подойдут для арбоскульптуры?

Чтобы дерево стойко переносило все неприятности, которым будет его подвергать хозяин, оно изначально должно быть приспособлено к климату данной местности. Так что из самых обычных берез, рябин, кленов и черемухи легче всего создать скульптурные шедевры. Плодовые также неплохо переносят формовку, но урожаи начнут давать немного позже обычного срока: не через 4-5 лет (яблоня), а к 7 году.

Начинать осваивать новую технику лучше с ивы или сливы. Обе они быстро растут, хорошо приживаются и не требуют особого ухода. Если приобретать деревце в питомнике, то сразу надо узнавать, из каких краев привезено. Лучше чтобы оно было выращено на отечественных землях.

Полный список деревьев, которые легко поддаются искривлению, можно найти в энциклопедиях бонсай, так как эта техника получила гораздо большую популярность и, соответственно, больше транслируется в интернете. Правда, обращайте внимание на то, что для арбоскульптуры нужны именно деревья, в то время как бонсай подвергают и низкорослые кустарники.

Создать такой стол можно из любого крупного дерева, вроде липы, клена или даже плодовых культур, привитых на карликовые подвои

С чего начать: простейшие формы

Простейшим вариантом арбоскульптуры считается дерево, ствол которого изогнут зигзагом. Для того, чтоб получить такое чудо, надо:

  1. Купить саженец с гибким стволом. (Проверьте при покупке, слегка подвигав ствол в стороны. Если ствол успел одревеснеть – ищите более молодой саженец).
  2. Посадите растение не вертикально, а под некоторым углом (до 30 градусов), чтобы оно укоренялось уже с изгибом.
  3. Попробуйте наклонить макушку деревца и найдите то место, в котором оно лучше всего поддается сгибанию. Чаще всего это место в верхней, самой молодой части ствола.
  4. Все ветви ниже точки сгиба обрежьте на кольцо (прямо возле ствола, без пеньков).
  5. Из двух палок сбейте крестовидную опору так, чтобы она была выше саженца на 10-20 см, а место пересечения палок припадало на 1/3 верха опоры.
  6. Вкопайте опору в землю так, чтобы ствол оказался примерно по центру между палками.
  7. Привяжите к одной палке саженец, начиная от точки сгиба растения и до половины оставшейся части. Остаток верхушки изогните в противоположную сторону и привяжите ко второй палке, которая идет под углом к первой.
  8. Если растение слишком мало, сгибайте его только в одном месте и ждите пару месяцев, пока оно в таком состоянии подрастет, чтобы иметь возможность повторить изгиб.
Читайте также:  Шатер для дачи

Сгибать стволы можно только весной-летом, когда в дереве пошло сокодвижение. До этого момента саженец не обладает гибкостью и может треснуть при наклоне.

Угол изгиба ствола можно варьировать с помощью крестообразной опоры, раздвигая ее части подальше или поближе до момента фиксации дерева

Все скелетные ветви, находящие выше места первого сгиба ствола, надо тоже формировать. Для этого на дереве оставляют самые сильные ветки и придают им угол наклона, подвешивая на концах грузики. Если нужна строго горизонтальная линия или точно заданное направление, прибивают к основной опоре горизонтальные рейки в точках, где ветка отходит от ствола, и привязывают к ним середину и край ветки.

Когда вы увидите, что ствол и ветви огрубели, стали твердыми, можете снимать поддерживающий каркас. Изгибов ствола можно создавать таким образом сколько угодно, меняя опоры на более высокие.

Скульптурные вазы из плодовых деревьев

Чтобы плодовые деревья вписались в ландшафт, можно усовершенствовать их форму, создав из ствола вазу, цветок, кубок, спираль и пр. В таком виде они будут декоративны в любое время года. Сделать скульптурный шедевр несложно, но придется формировать крону несколько сезонов.

Этап 1. Создание каркаса

Первым делом продумывают, какой формы будет дерево. Рекомендуем начать с вазы. Для этого сваривают металлический каркас в форме вазы, высотой и шириной не более 2 метров и устанавливают его на том месте, где предстоит расти деревцу. Каркас представляет собой кольцо метрового диаметра снизу, от которого идут вверх металлические изогнутые штыри (6-10 штук), с имитирующие форму вазы.

Сверху все штыри завариваются между собой с помощью еще одного металлического кольца, диаметром до 2 метров. Устанавливать надо основательно, чтобы каркас не покосился или осел со временем.

Если каркас чаши делать шириной более 2 метров, то желательно вставить опорное кольцо и посередине, чтобы конструкция хорошо держала форму

Этап 2. Посадка саженца

  • По центру нижнего кольца каркаса высаживают деревце. Делать это надо осенью, чтобы к весне растение укоренилось.
  • Саженец должен быть однолетний и привитый на карликовый подвой.
  • Ранней весной срезают весь верх саженца, оставляя только 30 см ствола.
  • Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти.
  • Остальные ветви срезают на кольцо.
  • Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Этап 3. Формовка основания древесной чаши

Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти. Остальные ветви срезают на кольцо.

Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Для четкого прослеживания красивой формы ствола, всю боковую поросль надо своевременно удалять, оставляя штамб абсолютно чистым, лишенным ветвей

Этап 4. Создание каркаса из ветвей

За год скелетные верхушечные ветви окрепнут, поэтому весной проводят их глубокую обрезку, оставляя только небольшую часть с двумя почками. Остальное – удаляют.

Из двух почек вырастут новые побеги, которые и станут гранями чаши. Каждый побег по мере роста фиксируют на штырях каркаса, чтобы придать ему строгое вертикальное положение. Вам остается следить за развитием дерева, подрезать на основных скелетных ветвях боковые побеги. Оставляйте на каждой древесной “грани” по 3-4 побега, срезав их верхушки до уровня второго от начала листа. На них начнут формироваться плодовые почки, и со временем ваша ваза покроется сочными фруктами.

Когда главные ветви достигнут верхних точек поддерживающего каркаса и одревеснеют, можете убирать металлическую конструкцию. Отныне дерево само будет держать заданную форму, а вам лишь останется прореживать лишние побеги и сдерживать рост верхушек, чтобы не потерялся скульптурный эффект.

Конструкции из нескольких деревьев

Достаточно просто создаются скульптурные композиции из нескольких деревьев. К примеру, из 4 ив или берез можно создать ошеломляющей красоты спираль. А делается это просто:

  • Готовим каркас. Нужно сварить каркас из металла в форме цилиндра. Цилиндр состоит из одинаковых колец снизу и сверху (до 2 метров в диаметре), и четырех штырей между ними. Штыри должны быть приварены на одинаковом расстоянии друг от друга. Далее вокруг штырей оборачивают толстую проволоку, начиная снизу и наматывая ее на каркас спиралью под углом в 40-45 градусов. Расстояние между спиральными кольцами – 35-40 см.
  • Сажаем и стрижем деревья. Затем высаживают 4 однолетних деревца по наружной стороне конструкции в точках, где у каркаса идут вверх опорные штыри. Стволы фиксируют к штырям, чтобы они развивались строго по вертикали. Скелетные ветви оставляют только те, что находятся на уровне проходящей спирали, и привязывают их к проволоке. Остальные удаляют на кольцо. На стволе в 2 метра высотой у вас должно получиться примерно по 5 ветвей. В какую сторону их направлять – смотрите по податливости побега. Куда он сам клонится легче, туда и фиксируйте. Постепенно ветви обмотают проволочную спираль, а через 2-3 года одревеснеют. Отходящие от этих ветвей побеги удаляйте, чтобы они не ослабляли рост главных ветвей.

Когда вся спираль закроется ветками, и они станут толстыми, проволоку снимают, а каркас разбирают. Получившаяся древесная спираль непременно будет выделяться в ландшафте, вызывая зависть у окружающих.

Нижнее опорное кольцо каркаса можно и не делать, если боковые штыри загнать глубоко в землю, чтобы они надежно держались

Как вы поняли из инструкции, стать скульптором в собственном саду весьма просто: нужно лишь иметь желание и хорошего сварщика под рукой, который сделает опорные каркасы.

Арбоскульптуры или как живые деревья превратить в предметы искусства в закладки 2

С каждым годом в садоводстве и ландшафтном дизайне появляется все больше новых тенденций. Иногда плоды бесконечных экспериментов завоевывают сердца любителей и профессионалов и выделяются в самостоятельные направления. Так произошло и с арбоскульптурами: они прочно заняли свою «нишу» в дизайне сада.


Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев

Что же на самом деле скрывается под этим названием?

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.


Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».


Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк».

Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.


«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Основные виды арбоскульптуры

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

Читайте также:  Летний душ для дачи

Поктре

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло.


Живое кресло. Фото с сайта colors.life

Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью.

  1. Во-первых, потому что эти изделия на любителя;
  2. Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру;
  3. В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Арбоархитектура

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!

Есть и еще пара примеров:

  • «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии;
  • «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
  • Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил 2 рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.


Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Какие растения подходят для арбоскульптуры

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Как создать арбоскульптуру на даче

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.


Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz

Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?

Арбоскульптура своими руками

Что это такое? Арбоскульптура – довольно современная техника оформления ландшафтного дизайна. Она представляет собой различные изделия: постройки, скульптуры, декоративные оснащения – из живых деревьев.

Существует данная дизайнерская находка всего столетие, хотя постройки из деревьев делались значительно раньше. Например, возводились мосты при помощи срощенных деревьев или изгороди. Но все они носили лишь практический, бытовой характер и уже потом переросли в искусство арбоскульптуры.

Придумал ее еще в начале XX века, а именно в 1919 году Аксель Эрландсон, явив миру свое первое творение. А позднее, в 1947 году, им был основан калифорнийский парк под названием «Tree Circus» («Цирк Деревьев»), который является самым ярким и уникальным представителем искусства арбоскульптуры.

Цирк деревьев Алекса Эрландсона.

Попадая туда, человек окунается в интересный, таинственный мир причудливых форм и необычных живых строений из деревьев. Больше всего наводит на мысль, что они были созданы естественным образом самой природой в течение не одного столетия, нежели человеческой рукой и фантазией. Вот таким интересным завораживающим свойством обладает этот вид искусства.

Арбоскульптура своими руками для начинающих

Как в любом виде искусства, так и арбоскульптуре создание произведения начинается с идеи и отражении ее на бумаге в виде рисунков и чертежей. И только после осмысления задумки и обзора на бумаге желаемого результата, а также приведения расчетов можно приступать к выполнению работы.

На выращивание такой скульптуры уходит в среднем до 10 лет. Используют такие виды деревьев или кустарников, которые могут быстро наращивать древесный слой, а также способные срастаться между собой.

  • ива;
  • береза;
  • клен;
  • граб;
  • черемуха;
  • сикомор;
  • плодовые (слива, яблоня, вишня, черешня) и другие.

Это способствует более продуктивной работе, максимальному избеганию различных сложностей в выращивании культуры. Если же использовать плодовые деревья в арбоскульптуре, то урожая от них ожидать нужно на несколько лет позже обычного. Для одной скульптуры лучше использовать растения одной породы.

Срастания добиваются несколькими способами:

  1. Плотное соединение и закрепление чем-либо стволов саженцев, молодых побегов и т. п.
  2. Прививка дополнительных ответвлений
  3. Переплетение стволов и побегов

Как в случае прививки, так и в остальных деревья образуют прочные сращивания в области соединения.

Для закрепления стволов друг с другом используются различные крепежные устройства:

  • мягкая проволока;
  • жгут из резины;
  • кабельные стяжки и другие похожие вещи.

Предметы из таких мягких материалов способны минимизировать вред деревьям от стягивания, при этом со своей крепежной задачей справятся очень хорошо. Срастание может благополучно осуществиться уже через год и крепление лучше всего будет снять, если, конечно, оно к тому времени уже не врастет в коровую ткань. Тогда стоит оставить все как есть, так как деревья способны отлично сливаться с инородными телами. Их кора, как бы обволакивает собой эти предметы.

Также для соединения стволов могут использоваться шурупы-саморезы, направляющий шпалер или проволочные корсеты. В особенности, если требуется более плотное примыкание, необходимое, например, при изготовлении «живой» мебели. Такую мебель можно даже спилить впоследствии для более мобильного использования.

Арбоскульптура из ивы

Ива в арбоскульптуре имеет относительные преимущества, по сравнению с другими деревьями. Она неприхотлива, легка в посадке и размножении и довольно быстро растет. А ее стебли имеют свойство прочно и скоро срастаться. Поэтому ива имеет большую популярность среди мастеров и, в особенности, любителей арбоскульптуры.

На участках оформленных при помощи такой ландшафтной техники можно увидеть множество различных «живых» ивовых изделий. Популярными являются изгороди, беседки, скамьи, навесы, арки или тоннели. Встречаются также и более сложные экспонаты (примеры из ивы — на заглавном фото-коллаже). В целом можно увидеть все, на что только способна фантазия человека.

Среди огромного количества сортов данного растения для арбоскульптуры выделяют следующие:

Другие сорта также используются, но значительно реже. Есть сорта, непригодные для данного искусства:

  • ракита или, по-другому, ива ломкая, отличающаяся своей непрочностью;
  • ветла или ива белая, вырастающая в большие деревья длинной до 30 метров, что является очень неудобным в применении к ландшафтному дизайну, так как требует применения дополнительного оснащения и техники.

При изготовлении изделий из ивы лучше всего использовать каркас из проволоки. Из него сооружается основа для будущего изделия, вокруг которой и сажаются ивовые кусты, в последствие, обрастающие вокруг каркаса в нужную форму. Необходимо лишь корректировать ее своевременной стрижкой лишних отростков.

Посадка ивы особых сложностей не представляет. Достаточно воткнуть в разрыхленную землю отрезанные веточки и затем тщательно их поливать. Эти веточки очень быстро дают корни и принимаются, и также быстро начинают расти и обвивать каркас изделия. А остригать дерево можно в любое время года.

Подборка на видео

Подборка потрясающе красивых фото на видео от канала «Компания Красивый сад».

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне

Для того чтобы украсить свой участок деревьями особенной формы, в ландшафтном дизайне используют разные способы. Наиболее известный и распространенный вариант – стрижка кроны, с помощью которой можно получить как просто аккуратную живую изгородь, так и самые настоящие зеленые скульптуры, изображающие людей и животных. Однако придавать форму деревьям можно еще и посредством изменений, связанных со стволами и ветвями. В процессе роста эти части растения определенным образом направляют, обрезая лишние и культивируя нужные побеги, в результате чего получаются интереснейшие арт-объекты, способные украсить сад самого требовательного и привередливого хозяина.

Технологические особенности арбоскульптуры

Термин «арбоскульптура» произошел от латинского слова arbour, означающего «дерево». Действительно, именно живое дерево является в этом виде искусства и материалом, и результатом наших манипуляций. Приступая к работе над скульптурой, дизайнер, первым делом, рисует эскиз в соответствии со своим замыслом. Это может быть любой предмет быта, мебели, фигура человека или животного и даже подобие здания. Части данного объекта должны соотноситься со стволом и ветвями того или иного дерева.

Важной частью в ландшафтном проектировании является выбор вида и сорта растения, из которого будет формироваться арбоскульптура. При этом художник должен отлично ориентироваться в свойствах каждого дерева. Приступая к работе, необходимо учитывать скорость и ритм роста, особенности естественного формирования кроны, условия произрастания. По опыту ландшафтных дизайнеров компании “ПозитивПроект”, без этого невозможно правильно рассчитать все тонкости подгонки ветвей будущей скульптуры в соответствие с эскизом.

Для достижения цели мастера арбоскульптуры используют различные каркасы, шпалеры, которые помогают направлять рост стволов и веток. Каркасы выполняются из металла и имеют ту форму, которая соответствует изначальному замыслу скульптора. Важным методом работы является сращивание ветвей. С его помощью можно сформировать различные элементы округлой формы, например, выполнить имитацию головы человека. Также сращивание незаменимо при возведении из живых стволов плотных стен, например, беседок или ширм. Еще один прием в арсенале мастера – обрезка новых ветвей, которые не вписываются в задуманный образ. Принцип, по которому скульптору от исходного материала следует отсекать все лишнее, работает и в этом виде искусства.

Стволы и ветви – главное выразительное средство арбоскульптуры, но не забывают ландшафтные дизайнеры и о корнях. Бывает, что корневая система деревьев поднимается над поверхностью почвы, в этом случае ее тоже можно использовать для формирования арт-объекта. Данный прием очень выгоден, так как корни переплетаются проще и быстрее, работать с ними легче, чем с другими частями деревьев. Стоит отметить, что манипуляции с корнями возможны только в странах с теплым климатом, где обнажение корневой системы не грозит растению обморожением. В России дерево с открытыми корнями просто не перезимует.

Читайте также:  Садовые дорожки из природного камня

Создание арбоскульптуры в ландшафтном дизайне и проектировании – длительный процесс, что связано, конечно, с небольшой скоростью роста деревьев. Для того чтобы увидеть результаты своего труда, вам понадобится около десяти лет планомерной работы с растением.

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне вчера, сегодня, завтра

Появившись в начале двадцатого века, это занятие постепенно распространялось по Европе и к настоящему моменту стало достаточно популярным хобби для западного зарубежья. Первыми выращивать деревья в соответствии с заданным образом придумали Джон Крубсак и Аксель Эрландсон.

В Америке даже имеется целый парк, где можно увидеть деревья самых удивительных и непредсказуемых форм. Называется он «Цирк деревьев». Будучи организованным Акселем Эрландсоном в 1947 году, со временем он стал известнейшей в Калифорнии достопримечательностью, на которую съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего света. А начиналось все с простой случайности: обычный фермер Эрландсон у себя в саду переплел стволы сикоморы, что было с энтузиазмом воспринято соседями. Вдохновившись успехами в плетении ветвей деревьев, садовод забросил все свои занятия и полностью посвятил себя новому делу.

В последнее время идея начала набирать все большие обороты. Так, в 1996 году Питер Кук и Беки Нортей открыли проект «Pooktre». Дизайнеры работали со сливой, черемухой, рябиной, сикоморами и т.п. Арбоскульптором с мировым именем можно назвать Ричарда Римса. Деятельность талантливых дизайнеров привела к тому, что арбоскульптура стала осознаваться как полноправный прием ландшафтного дизайна: в садах и парках разных стран стали появляться живые арт-объекты.

До России такие изыски еще не дошли в полной мере. У нас только-только узнают о арбоскульптуре как виде искусства и великолепной возможности украсить приусадебный участок чем-то необычным и уникальным. Начинают дизайнеры ландшафтной компании “ПозитивПроект” с создания относительно простых объектов, например, деревьев с переплетенными стволами. В средней полосе России это может быть рябина, черемуха или ива. По мере роста стволы заплетают, в результате чего получаются довольно интересные композиции. В процессе ландшафтного проектирования вам могут предложить вырастить целую живую беседку из посаженных по кругу деревьев: для этого заплетают не только стволы, но и верхние ветви кроны, формируя купол крыши сооружения. В такой беседке вполне можно укрыться не только от летней жары и чужих взглядов, но и от дождя. Более сложных арбоскульптур в нашей стране, к сожалению, пока не создают. Однако стоит надеяться, что дизайнеры не обойдут стороной такой перспективный прием, и в скором времени у нас тоже появится живая садовая мебель и музеи под открытым небом с сотнями живых экспонатов.

Поктре: интересно, увлекательно, перспективно

Отдельно стоит сказать о таком подвиде арбоскульптуры, как поктре – искусстве выращивания живой мебели. Первый человек, которому удалось достичь поставленной еще сто лет назад цели сидеть на живых стульях и за живыми столами, был Питер Кук. Свою карьеру мебельного мастера-садовода он начал в 1987 году, вырастив из дерева оригинальное кресло: его основанием-ножкой является толстый ствол, исходящие от которого изогнутые ветви формировали плоскости сидения и спинки, а также поручни кресла. Еще одна замечательная идея Кука – живые рамы для зеркал. Ствол раздваивается, две ветви описывают овал или круг, а вверху срастаются, образуя оригинальную оправу для зеркального полотна.

Сегодня из деревьев выращивают табуреты, стулья, кресла, столы, вешалки для холла и разнообразные предметы быта. Все это уникальная дизайнерская мебель и эксклюзивный декор интерьера. Каждый такой предмет неповторим, производится несколько лет, а потому имеет немалую стоимость. Конечно, позволить себе купить подобную вещь может не каждый, а вот попробовать вырастить на своем приусадебном участке простую, но от этого не менее привлекательную арбоскульптуру, вполне доступно для любого садовода.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

Огород, сад, балкон

Популярные статьи

Скульптуры из живых деревьев как элемент ландшафтного дизайна

Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев

Что же на самом деле скрывается под этим названием?

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура.

Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».

Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк». Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.

«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Основные виды арбоскульптуры

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

Поктре

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло.

Живое кресло. Фото с сайта colors.life

Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью:

• Во-первых, потому что эти изделия на любителя;

• Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру;

• В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Арбоархитектура

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!

Есть и еще пара примеров:

• «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии;

• «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;

• Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил две рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.

Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Какие растения подходят для арбоскульптуры

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Как создать арбоскульптуру на даче

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.

Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz

Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию